
|
Богослужебные указания
![]()
10. Пятница 5-й седмицы по Пасхе. Апостола Си́мона Зило́та. Свт. Си́мона, еп. Влади́мирского и Су́здальского. Прп. Си́мона Ра́донежского. Блж. Си́мона, Христа ради юродивого, Юрьеве́цкого (службу зри 4 ноября). Перенесение мощей мч. Васи́лия Мангазе́йского. Служба апостола Симона Зилота полиелейная, совершается вместе со службой Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (самаряныни), глас 4-й – 3, и апостола, глас тот же – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – апостола, глас 2-й: «Ре́вности тезоимени́т...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «При студенце́ Иа́ковли...». Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3[1]. На стиховне стихиры апостола, глас 1-й (со своими припевами)[2]. «Слава» – апостола, глас 6-й: «Тварь, яко оре́л...», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Та́ко глаго́лет Госпо́дь...» (см. на стиховне вечера). По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь...». «Слава» тропарь апостола, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую...». Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи...», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины...»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря. На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь...» (дважды). «Слава» тропарь апостола, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален апостола, глас 2-й: «Улови́в язы́ки...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «От кла́дязя воды́...» (см. в седальнах по 2-м стихословии)[3]. По 2-м стихословии – седален апостола, глас 4-й: «Лучу́, яко со́лнце пра́вды...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «От кла́дязя воды́...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Мре́жею слове́с...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «От кла́дязя воды́...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю зе́млю изы́де веща́ние их и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их»; стих: «Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь». Евангелие – апостола. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостола...». Стихира апостола, глас 6-й: «Иже Боже́ственнаго Ду́ха...». Каноны: праздника Триоди, глас 4-й: «Порази́вый Еги́пта...» (см. в Неделю самаряныни), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и апостола на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Пасхи: «Воскресения день...». По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 8-й (см. в Неделю самаряныни); седален апостола, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «Да ра́дуется Не́бо...» (см. в Неделю самаряныни, по 3-й песни канона). По 6-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостола (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «В Самари́ю прише́л еси...» (см. в Неделю самаряныни). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 4-й – 3 (см. на стиховне утрени)[4], и апостола, глас 8-й – 3. «Слава» – апостола, глас 2-й: «Оста́вив земна́я...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Исто́чник живонача́лия...» (см. на хвалитех). Примечание. Если святой полиелейный (и выше), то на хвалитех сначала поются утренние стихиры на стиховне праздника (этого дня) на 3, а потом святого на 3 (при этом хвалитные стихиры дня Триоди оставляются). «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Типикон не дает точных указаний, какое именно песнопение праздника петь на «И ныне», из числа ли хвалитных стихир или со стиховны. Петь можно ту стихиру, из числа хвалитных, которая напечатана на «Слава, и ныне» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-й седмицы Антипасхи на утрени», 18-е «зри»). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь...». «Слава» тропарь апостола, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую...». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь апостола. Кондаки праздника Триоди и апостола читаются попеременно. На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (самаряныни), песнь 6-я – 4 (со ирмосом), и апостола, песнь 6-я – 4. По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь апостола; кондак храма святого. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни). Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю самаряныни) и апостола. Апостол и Евангелие – дня и апостола. Задостойник Пасхи. Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те...», и апостола: «Во всю зе́млю...». 1 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах. 2 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются. 3 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются. 4 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются. ![]()
|
НОВИНКИ8
![]()
Календарь имеет формат А2, указанный в дни поста устав трапезы согласуется с распространенной традицией. Все даты указаны по двум стилям. Календарь иллюстрирован репродукцией мозаики «Воскресение Христово. Сошествие во ад» монастыря преподобного Луки Элладского (Греция).
|