Богослужебные указания

12 мая по старому стилю  /  25 мая по новому стилю
четверг

Четверг 6-й седмицы по Пасхе. Вознесе́ние Госпо́дне. Прославление сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, чудотворца (службу зри 17 февраля).

Свтт. Епифа́ния, еп. Ки́прского, и Ге́рмана, патриарха Константинопо́льского. Прп. Дионисия Ра́донежского.

Прп. Анто́ния Ра́донежского.

Бденная служба праздника Вознесения Господня совершается по Триоди (А).

Приводим также порядок совершения службы праздника Вознесения Господня в соединении с полиелейной службой сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, чудотворца (см. в Минее 17 февраля) (Б). При совершении богослужения можно руководствоваться 6-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «...а́ще случи́тся свята́го апо́стола Иоа́нна Богосло́ва в четверто́к Вознесе́ния» (см. Типикон, 21 мая, «зри»)1.

Примечание. «Службу Минеи рядоваго святаго [свтт. Епифания, еп. Кипрского, и Германа, патриарха КонстантинопольскогоСост.], случившагося в праздник Вознесения, поем на повечерии [в четверток вечера Вознесения]» (Типикон, гл. 50, «В четверток вечера, Вознесения», «зри»).

Накануне совершается всенощное бдение, предваряемое 9-м часом и малой вечерней. На 9-м часе после возгласа «Благословен Бог наш…» читается Трисвятое (такое начало 9-го и 3-го часа – до праздника Святой Троицы2).

А. На великой вечерне кафизмы нет («Блажен муж» не поется).

На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 6-й – 10 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Недр Оте́ческих...».

Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3.

На литии стихиры праздника, глас 1-й и глас 4-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Го́споди, та́инство…».

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Взы́де Бог…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Возне́слся еси во сла́ве…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й: «Возне́слся еси во славе…» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален праздника, глас 1-й: «а́нгелом дивя́щимся…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 2-м стихословии – седален праздника, глас 3-й: «Преве́чный Бог…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

Полиелей. Величание праздника: «Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, и почита́ем е́же на Небеса́ с Пречи́стою Твое́ю Пло́тию Боже́ственное вознесе́ние», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 5-й: «Соше́дый с Небесе́…». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Взы́де Бог в воскликнове́нии, Господь во гла́се тру́бне»; стих: «Вси язы́цы восплещи́те рука́ми, воскли́кните Богу гла́сом ра́дования». Евангелие – праздника (Мк., зач. 71). «Воскресение Христово видевше…» (единожды)3. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира праздника, глас 6-й: «Днесь на Небесе́х…».

Каноны: праздника 1-й (глас 5-й), со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и праздника 2-й (глас 4-й), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покрове́н…».

По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й: «Всед на о́блаки…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак праздника, глас 6-й: «Еже о нас испо́лнив смотре́ние…», и икос, глас тот же: «Яже земли́ на земли́ оста́вившии…».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Первый припев: «Велича́й, душе́ моя, возне́сшагося от земли́ на Не́бо, Христа́ Жизнода́вца»4. (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (трижды).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4 (первая стихира дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Роди́лся еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Возне́слся еси во сла́ве…» (единожды). Ектении, и отпуст: «Иже во сла́ве вознесы́йся от нас на Не́бо и одесну́ю се́дый Бо́га и Отца́, Христо́с, Истинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Бла́г и Человеколю́бец».

На часах – тропарь и кондак праздника.

На Литургии антифоны праздника.

Входный стих праздника: «Взы́де Бог в воскликнове́нии, Госпо́дь во гла́се тру́бне».

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, глас 7-й: «Вознеси́ся на Небеса́, Бо́же, и по всей земли́ сла́ва Твоя́»; стих: «Гото́во се́рдце мое́, Бо́же...».

Апостол – Деян., зач. 1.

Аллилуиарий, глас 2-й: «Взы́де Бог в воскликнове́нии, Госпо́дь во гла́се тру́бне»; стих: «Вси язы́цы восплещи́те рука́ми...».

Евангелие – Лк., зач. 114.

Задостойник праздника – припев и ирмос 9-й песни канона праздника: «Тя па́че ума́…» (и до отдания).

Причастен праздника: «Взы́де Бог в воскликнове́нии, Госпо́дь во гла́се тру́бне».

Вместо «Ви́дехом Свет Истинный…» в период от Вознесения до отдания его, по традиции, поется тропарь Вознесения. Отпуст праздника (см. на утрене).

Примечание. «На трапезе ве́лие утешение бра́тии» (Типикон, гл. 50, «В четверток 6-я седмицы по Пасце...»).


Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 6-й – 6 (первая стихира – дважды), и святителя, глас 3-й – 4. «Слава» – святителя, глас тот же: «Моли́твами святи́теля Ермоге́на…» (см. последнюю стихиру на «Господи, воззвах»), «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Недр Оте́ческих...».

Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3, и святителя – 3.

На литии стихиры праздника, глас 1-й и глас 4-й, и святителя, глас 1-й. «Слава» святителя, глас 8-й: «Что тя нарече́м…», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Го́споди, та́инство…».

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Святи́телю Ермоге́не...» (см. 1-ю стихиру на стиховне)5, «И ныне» – праздника, глас тот же: «Взы́де Бог…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Возне́слся еси во сла́ве…» (трижды)6.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й: «Возне́слся еси во сла́ве…» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же: «Приспе́ день све́тлаго торжества́...», «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же: «Возне́слся еси во сла́ве…».

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален праздника, глас 1-й: «а́нгелом дивя́щимся…». «Слава, и ныне» – тот же седален7.

По 2-м стихословии – седален праздника, глас 3-й: «Преве́чный Бог…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

Полиелей. Величание праздника: «Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, и почита́ем е́же на Небеса́ с Пречи́стою Твое́ю Пло́тию Боже́ственное вознесе́ние», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 5-й: «Соше́дый с Небесе́…». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Взы́де Бог в воскликнове́нии, Госпо́дь во гла́се тру́бне»; стих: «Вси язы́цы восплещи́те рука́ми, воскли́кните Бо́гу гла́сом ра́дования». Евангелие – праздника (Мк., зач. 71). «Воскресение Христово видевше…» (единожды)8. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира праздника, глас 6-й: «Днесь на Небесе́х…».

Каноны: праздника 1-й (глас 5-й), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), святителя на 4, и праздника 2-й (глас 4-й) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен…».

По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 6-й; седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Всед на о́блаки…».

По 6-й песни – кондак праздника, глас 6-й: «Еже о нас испо́лнив смотре́ние…», и икос, глас тот же: «Яже земли́ на земли́ оста́вившии…».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника Вознесения. Первый припев праздника: «Велича́й, душе́ моя, возне́сшагося от земли́ на Не́бо, Христа́ Жизнода́вца»9. К тропарям канона святителя – припев: «Святи́телю о́тче Ермоге́не, моли́ Бо́га о нас». (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Ученико́м зря́щим Тя...». «Слава» – светилен святителя: «Во све́те Правосла́вия...», «И ныне» – светилен праздника: «Ученико́м зря́щим Тя...».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3, и святителя, глас 7-й – 3. «Слава» святителя, глас тот же: «Прииди́те, ублажи́м па́стыря до́браго…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Роди́лся еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й: «Приспе́ день све́тлаго торжества́...». «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же: «Возне́слся еси во сла́ве…». Ектении, и отпуст: «Иже во сла́ве вознесы́йся от нас на Не́бо и одесну́ю се́дый Бо́га и Отца́, Христо́с, Истинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и́же во святы́х отца́ на́шего Ермоге́на, патриа́рха Моско́вскаго и всея Росси́и, чудотво́рца, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Бла́г и Человеколю́бец».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.

На Литургии антифоны изобразительны. (Антифоны праздника не поются.)

Блаженны от 1-го канона праздника Вознесения, глас 5-й, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4.

Вхо́дный стих праздника: «Взы́де Бог в воскликнове́нии, Госпо́дь во гла́се тру́бне».

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя.

Апостол и Евангелие – дня и святителя.

Задостойник праздника – припев и ирмос 9-й песни канона праздника: «Тя паче ума…» (и до отдания).

Вместо «Ви́дехом Свет Истинный…» в период от Вознесения до отдания его, по традиции, поется тропарь Вознесения. Отпуст праздника (см. на утрене).

Примечание. «На трапе́зе ве́лие утеше́ние бра́тии» (Типикон, гл. 50, «В четверток 6-я седмицы по Пасце...»).


С 13 мая по 19 мая – попразднство Вознесения Господня.

20 мая – отдание праздника Вознесения Господня.


1 О соединении службы Вознесения Господня с полиелейным праздником см. Типикон, 21 мая, «зри»: «Вестно буди, аще случится память святаго царя Константина в четверток Вознесения, или в Неделю 7-ю святых отец, службу его пети, якоже Иоанну Богослову по темже главам».

2 Это относится и к прочим службам, начинающимся обычным началом.

3 По традиции, Евангелие уносится в алтарь; помазание елеем совершается у иконы праздника.

4 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.

5 В качестве славника поется первая стиховная стихира святителя, т. к. в службе Минеи на стиховне отсутствует славник.

6 Тропарь святителя не поется по Трисвятом (на благословении хлебов), т. к. служба святителя полиелейная, а не бденная.

7 Седальны святителя по кафизмах и по полиелее опускаются.

8 По традиции, Евангелие уносится в алтарь; помазание елеем совершается у икон праздника и святителя.

9 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.

МАЙ
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС