Богослужебные указания

11 августа по старому стилю  /  24 августа по новому стилю
воскресенье

11. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Попразднство Преображения Господня. Мч. архидиакона Е́впла.

Прмчч. Фео́дора и Васи́лия Пече́рских, в Ближних пещерах. Прп. Фео́дора, кн. Остро́жского, Пече́рского, в Дальних пещерах. Свт. Ни́фонта, патриарха Константинопо́льского. Обре́тение мощей прав. Иулиани́и Ла́заревской, Му́ромской (службу зри 2 января)[1]. Собор Валаа́мских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 6 августа)[2].

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой мч. Е́впла (без праздничного знака) и службой попразднства Преображения (по главе Типикона под 7 августа, 4-е «зри»: «А́ще случи́тся попра́зднство Преображе́ния Христо́ва в Неде́лю»)[3].

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 4, праздника, глас 1-й – 3 (см. в Минее 11 августа), и мученика, глас 4-й – 3. «Слава» – праздника, глас тот же: «Гора́, я́же иногда́ мра́чна и ды́мна...» (см. в Минее 11 августа), «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная...».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. в Минее 11 августа, на стиховне вечера, без стиховных припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Глас же Оте́ч...» (см. в Минее 11 августа, на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «На горе́ высо́це...» (см. в Минее 11 августа).

По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника, глас 7-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[4].

Непорочны[5] (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа[6]. Евангелие воскресное 11-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника 1-й на 4 и мученика на 4.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия Преображения: «Ли́цы изра́ильтестии...».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 7-й, кондак мученика, глас 1-й; седален мученика, глас тот же: «Ору́жием Креста́...». «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Непристу́пною Твое́ю, Христе́, сла́вою...» (см. в Минее 11 августа).

Примечание. Типикон умалчивает о седальне мученика, глас 4-й: «Христо́вых та́ин...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Август. Киев, 1893. Л. 115 об.) этот седален также отсутствует.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й. «Слава, и ныне» – светилен праздника.

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й – 4, и праздника, глас тот же – 4 (см. в Минее 11 августа, на стиховне утрени, со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 11-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...».

На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника.

На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мученика[7]. Кондак воскресный.

На Литургии блаженны[8] гласа – 6, и праздника 1-го и 2-го канонов, песнь 6-я – 4.

На входе – «...Воскресы́й из мертвых...».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь мученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мученика; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий[9] и причастен – воскресные и праздника.

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник праздника.

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...».


1 Празднование в честь обретения мощей прав. Иулиании Лазаревской внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 мая 2024 года.

2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 23–24 сентября 2021 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы Собору преподобных отцов, на Валааме просиявших. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5846540.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/570).

3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95; Минея общая, «Изъявление вкратце».

4 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся па́че смы́сла...».

5 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

6 Прокимен воскресный, глас 2-й: «Воста́ни, Го́споди Бо́же мой, повеле́нием, и́мже запове́дал еси,/ и сонм люде́й обы́дет Тя», стих: «Го́споди Бо́же мой, на Тя упова́х, спаси́ мя».

7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце».

8 Ср.: Типикон, 7 августа, 4-е «зри»: «А́ще случи́тся попра́зднство Преображе́ния Христо́ва в Неде́лю»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 287.

9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 354–355.

НОВИНКИ9
Вышел в свет календарь увеличенным шрифтом. Издание имеет стандартный формат больших настольных календарей Издательства Московской Патриархии, полный месяцеслов
АВГУСТ
пн вт ср чт пт сб вс
31 октября    13 ноября
по старому стилю   по новому стилю