Богослужебные указания

21 августа по старому стилю  /  3 сентября по новому стилю
воскресенье

Неделя 13-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Ап. от 70-ти Фадде́я.

Мц. Ва́ссы. Прп. Авра́мия Смоленского. Прп. Корни́лия Палеостро́вского (службу зри 19 мая). Явление Светопи́санного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре1.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой ап. Фаддея (без праздничного знака) и службой попразднства Успения (по 2-й Марковой главе Типикона под 16 августа: «А́ще случи́тся попра́зднство Успе́ния Пресвяты́я Богоро́дицы в Неде́лю, кроме́ пра́здника Нерукотворе́ннаго О́браза»)2.

Примечание. Служба мц. Вассы может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера3.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 4, праздника, глас 2-й – 3 (см. в Минее 21 августа, на стиховне вечера, без стиховных припевов), и ап. Фаддея, глас 8-й – 3. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Прииди́те, всеми́рное успе́ние» (см. в Минее 21 августа)4, «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ра́ди».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. в Минее 21 августа, на стиховне утрени, без стиховных припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Вси Небе́снии, воспо́йте» (см. в Минее 21 августа, на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Деви́честии ли́цы» (см. в Минее 21 августа, на стиховне вечера).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь ап. Фаддея, глас 3-й5, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные6.

Непорочны7 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника 2-й на 4 и ап. Фаддея на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Успения: «Преукраше́нная Божественною славою…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й, кондак ап. Фаддея, глас 4-й; седален ап. Фаддея, глас 8-й: «Приступи́в к Со́лнцу мы́сленному...». «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 1-й: «Всечестны́й лик...» (см. в службе ап. Фаддея).

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й. «Слава» – светилен ап. Фаддея: «Еде́су пома́зан быв свети́льник...», «И ныне» – светилен праздника: «О́ле та́ин Твои́х, Чи́стая...» (см. в службе ап. Фаддея).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 4, и праздника, глас 2-й – 4 (см. в Минее 21 августа, на стиховне утрени, со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 2-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых...».

На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника8.

На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь ап. Фаддея9. Кондак воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 6, и праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 7-я – 4.

На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь ап. Фаддея; кондак воскресный. «Слава» – кондак ап. Фаддея, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь ап. Фаддея; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак ап. Фаддея, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий10 и причастен – воскресные и праздника.

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник праздника.

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых...».

Примечание. 13 июля 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября и утвердил чин молебного пения о сохранении творения Божия, который надлежит совершать во всех храмах Русской Православной Церкви ежегодно в первое воскресенье сентября11.

1 Празднование внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2013 года. Священный Синод направил составленное на Святой Горе Афон богослужебное последование в честь данного праздника в Издательство Московской Патриархии для издания. Текст службы размещен на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/279).

2 Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава.

3 Там же.

4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783.

5 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Август. Киев, 1893. Л. 203 об.) указывают тропарь апостола (общий), глас 3-й: «Апостоле святый Фаддее...».

6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века…».

7 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 277.

9 Там же. С. 275–276.

10 Там же. С. 354–355.

11 Текст молебного пения размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4158823.html), на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/chin/327), а также опубликован в Журнале Московской Патриархии (М., 2015. № 8. С. 88–95).

СЕНТЯБРЬ
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС