
|
Богослужебные указания
![]()
1. Неделя 14-я по Пятидесятнице. Глас 5-й. Начало инди́кта – церковное новолетие. Прп. Симео́на Сто́лпника и матери его Ма́рфы. Перенесение мощей блгвв. кн. Петра́, в иночестве Дави́да, и кн. Февро́нии, в иночестве Евфроси́нии, Му́ромских, чудотворцев (переходящее празднование в воскресенье перед[1] 6 сентября; службу зри 25 июня)[2]. Собор Пресвятой Богородицы в Миаси́нской обители. Мч. Аифала́ диакона. Мцц. 40 дев постниц и мч. Амму́на диакона, учителя их. Мц. Калли́сты и братий ее мчч. Ево́да и Ермоге́на. Прав. Иису́са Нави́на. Иконы Божией Матери, именуемой «Всеблаже́нная». Черни́говской-Гефсима́нской иконы Божией Матери[3]. Воскресная служба Октоиха совершается в соединении со службой Минеи на «Нача́ло инди́кта, си́речь но́ваго ле́та» и службой прп. Симео́на Сто́лпника (по Марковой главе Типикона под 1 сентября: «А́ще случи́тся пе́рвый день ме́сяца септе́мврия в Неде́лю...») (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой Минеи на «Нача́ло инди́кта, си́речь но́ваго ле́та» и службой блгвв. кнн. Петра́ и Февро́нии (Б)[4]. Примечание. Служба святых мучениц «пое́тся егда́ екклисиа́рх разсу́дит» (см. Типикон, 1 сентября, Маркова глава)[5]. А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 4, индикта, глас 1-й – 3, и преподобного, глас 5-й – 3. «Слава» – индикта, глас 6-й: «И́же со Ду́хом Святы́м...», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри...». Вход. Прокимен дня. Паримии индикта – 2 и преподобного – 1. На литии стихира храма и стихиры индикта, глас 1-й и глас 2-й (см. на стиховне вечера, без стиховных припевов). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Боже́ственная благода́ть...» (см. славник на «Господи, воззвах»), «И ныне» – индикта, глас 8-й: «Неизрече́нною му́дростию...» (см. на хвалитех утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» – преподобного, глас тот же: «Преподо́бне о́тче...», «И ныне» – индикта, глас тот же: «Ты, Царю,́ сый при́сно...». По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь индикта, глас 2-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 1-й, «И ныне» – тропарь индикта, глас 2-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[6]. Непорочны[7] (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа[8]. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, индикта на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Крест начерта́в...». По 3-й песни – кондак индикта, глас 2-й, кондак и икос преподобного, глас тот же; седален преподобного, глас 8-й: «Земна́я вся оста́вив...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален индикта, глас тот же: «И́же времена́ плодоно́сна...». По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 5-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». Примечание. «Иере́й же, покади́в святу́ю трапе́зу, возгласи́т: Богоро́дицу и Ма́терь Све́та в пе́снех возвели́чим. И, покади́в святы́й олта́рь и всю Це́рковь, и бра́тию, е́же повсегда́ на 9-й пе́сни у́трени не оставля́ется. Мы же стихосло́вим [стихологису́ем] 9-ю песнь, пою́ще велегла́сно, на глас 6-й: Вели́чит душа́ моя́ Го́спода... Припеваем же: Честне́йшую Херуви́м...» (см.: Минея, 1 сентября). По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – светилен индикта. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5-й – 4, индикта, глас 3-й и глас 4-й – 3, и преподобного, глас 2-й – 1 (см. в Минее, славник стихир на хвалитех). «Слава» – стихира евангельская 3-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Примечание. Стихира индикта, глас 4-й: «Ше́ствия Твоя́, Бо́же...», поется с припевом: «Тебе́ подоба́ет песнь, Бо́же, в Сионе, / и Тебе́ возда́стся моли́тва во Иерусали́ме» (припев см. в Минее на стиховне вечера). Стихира преподобного, глас 2-й: «От ко́рене блага́го...», поется с припевом: «Честна́ пред Го́сподем / смерть преподо́бных Его́». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...». На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь индикта. Кондак индикта. На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак преподобного. На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь индикта. Кондак воскресный. На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак индикта. На Литургии блаженны гласа – 4, индикта, песнь 3-я – 4, и преподобного, песнь 6-я – 4. По входе – тропарь воскресный, тропарь индикта, тропарь преподобного; кондак воскресный. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак индикта. Прокимен, аллилуиарий и причастен – индикта и преподобного. Апостол и Евангелие – индикта, дня (под зачало) и преподобного. На сугубой ектении Божественной Литургии присоединяются особые прошения. После Литургии читается молитва святым благоверным Петру и Февронии Муромским. Примечание. Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года, в дни памяти блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев, за Божественной Литургией следует присоединять к сугубой ектении особые прошения (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 29 мая 2013 года Священный Синод утвердил текст молитвы святым благоверным Петру и Февронии для включения в богослужебные чинопоследования и прочтения по окончании Божественной Литургии в дни памяти святых супругов (см. в приложении «Богослужебных указаний»). Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 4, индикта, глас 1-й – 3, и благоверных князей, глас 4-й – 3. «Слава» – индикта, глас 6-й: «И́же со Ду́хом Святы́м...», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри...». Вход. Прокимен дня. Паримии индикта – 2 и благоверных князей – 1. На литии стихира храма и стихиры индикта, глас 1-й и глас 2-й (см. на стиховне вечера, без стиховных припевов). «Слава» – благоверных князей, глас 6-й: «Блаже́нно и треблаже́нно...» (см. славник на «Господи, воззвах»), «И ныне» – индикта, глас 8-й: «Неизрече́нною му́дростию...» (см. на хвалитех утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» – благоверных князей, глас 8-й: «Ра́дуйся и весели́ся о Го́споде...», «И ныне» – индикта, глас 5-й: «Ты, Царю,́ сый при́сно...». По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь индикта, глас 2-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). Слава» – тропарь благоверных князей, глас 8-й, «И ныне» – тропарь индикта, глас 2-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[9]. Непорочны[10] (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа[11]. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, индикта на 4 и благоверных князей на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Крест начерта́в...». По 3-й песни – кондак индикта, глас 2-й, кондак и икос благоверных князей, глас 8-й; седален благоверных князей, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален индикта, глас 8-й: «И́же времена́ плодоно́сна...». По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 5-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». Примечание. «Иере́й же, покади́в святу́ю трапе́зу, возгласи́т: Богоро́дицу и Ма́терь Све́та в пе́снех возвели́чим. И, покади́в святы́й олта́рь и всю Це́рковь, и бра́тию, е́же повсегда́ на 9-й пе́сни у́трени не оставля́ется. Мы же стихосло́вим [стихологису́ем] 9-ю песнь, пою́ще велегла́сно, на глас 6-й: Вели́чит душа́ моя́ Го́спода... Припеваем же: Честне́йшую Херуви́м...» (см.: Минея, 1 сентября). По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава» – светилен благоверных князей, «И ныне» – светилен индикта. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5-й – 4, индикта, глас 3-й и глас 4-й – 3, и благоверных князей, глас 2-й – 1 (см. в Минее, славник стихир на хвалитех). «Слава» – стихира евангельская 3-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Примечание. Стихира индикта, глас 4-й: «Ше́ствия Твоя́, Бо́же...», поется с припевом: «Тебе́ подоба́ет песнь, Бо́же, в Сионе, / и Тебе́ возда́стся моли́тва во Иерусали́ме» (припев см. в Минее на стиховне вечера). Стихира благоверных князей, глас 2-й: «Прииди́те, вси язы́цы...», поется с припевом: «Честна́ пред Го́сподем / смерть преподо́бных Его́». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...». На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь индикта. Кондак индикта. На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь благоверных князей. Кондак благоверных князей. На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь индикта. Кондак воскресный. На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь благоверных князей. Кондак индикта. На Литургии блаженны гласа – 4, индикта, песнь 3-я – 4, и благоверных князей, песнь 6-я – 4. По входе – тропарь воскресный, тропарь индикта, тропарь благоверных князей; кондак воскресный. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак индикта. Прокимен, аллилуиарий и причастен – индикта и благоверных князей. Апостол и Евангелие – индикта, дня (под зачало) и благоверных князей. На сугубой ектении Божественной Литургии присоединяются особые прошения. После Литургии читается молитва святым благоверным Петру и Февронии Муромским. Примечание. Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года, в дни памяти блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев, за Божественной Литургией следует присоединять к сугубой ектении особые прошения (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 29 мая 2013 года Священный Синод утвердил текст молитвы святым благоверным Петру и Февронии для включения в богослужебные чинопоследования и прочтения по окончании Божественной Литургии в дни памяти святых супругов (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 1 Празднование совершается 6 сентября при совпадении этого числа с воскресным днем. 2 Празднование внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года. 3 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 апреля 2016 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба иконе Божией Матери «Черниговская Гефсиманская». Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4434552.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/358). Тропарь см. также в Минее-Сентябрь (М., 2003) на с. 42. 4 Ср.: Типикон, 1 сентября, Маркова глава: «А́ще случи́тся пе́рвый день ме́сяца септе́мврия в Неде́лю...». 5 Данное примечание может быть отнесено и к службе прп. Симео́на Сто́лпника в случае совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой Минеи на «Нача́ло инди́кта, си́речь но́ваго ле́та» и службой блгвв. кнн. Петра́ и Февро́нии (вариант Б). 6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 5-го гласа: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня...». 7 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 8 Прокимен воскресный, глас 5-й: «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́,/ яко Ты ца́рствуеши во ве́ки», стих: «Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м, пове́м вся чудеса́ Твоя́». 9 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 5-го гласа: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня...». 10 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 11 Прокимен воскресный, глас 5-й: «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́,/ яко Ты ца́рствуеши во ве́ки», стих: «Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м, пове́м вся чудеса́ Твоя́». ![]()
|
НОВИНКИ10
![]()
Издательство Московской Патриархии выпустило в свет Богослужебные указания на 2025 год. Издание входит в число официальных богослужебно-календарных изданий Русской Православной Церкви
|