|
Богослужебные указания
9. Неделя 13-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Глас 4-й. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца. Мч. Севериана. Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой попразднства Рождества Пресвятой Богородицы и шестеричной службой святых Богоотцов Иоакима и Анны (А)[1]. Приводим таже порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой попразднства Рождества Пресвятой Богородицы и полиелейной службой прп. Иосифа Волоцкого (Б)[2]. Примечание. При совершении богослужения следует руководствоваться 2-й Марковой главой Типикона под 8 сентября: «Аще случится попразднство Рождества Пресвятыя Богородицы в Неделю»[3]. А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 3, праздника, глас 1-й – 3 (см. в Минее 9 сентября, на «Господи воззвах»), и святых, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – праздника, глас 5-й: «О блаженная двоица...» (см. в Минее 9 сентября)[4], «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...». Вход. Прокимен дня. На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. в Минее 9 сентября, на стиховне вечерни, без стиховных припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь Всенепорочная...» (см. в Минее 9 сентября, на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Иже из неплодных ложесн...» (см. в Минее 9 сентября, на стиховне вечера). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника, глас 4-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святых (по выбору), «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[5]. Непорочны[6] (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа[7]. Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника 1-й[8] на 4 и святых на 4[9]. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Крест начертав...». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос святых, глас 2-й; седален святых, глас 5-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й. «Слава» – светилен святых: «Яже Евы клятву...», «И ныне» – светилен праздника: «Яко от солнца...» (см. в службе святых). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 4, и праздника, глас 6-й и глас 2-й – 4 (см. в Минее 9 сентября, на стиховне утрени, со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 2-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника[10]. На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святых[11]. Кондак воскресный. На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, 1-го канона песнь 1-я – 4, и святых, песнь 6-я – 4. На входе: «...Воскресый из мертвых...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь святых; кондак воскресный. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак праздника. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святых; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен[12] – Недели пред Воздвижением, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...», стих: «К Тебе, Господи, воззову...»; и святых, глас 4-й: «Дивен Бог во святых Своих...». Аллилуиарий – Недели пред Воздвижением, глас 1-й: «Вознесох избранного...»; и святых, глас тот же: «Спасение праведных от Господа...». Апостол и Евангелие – Недели пред Воздвижением, дня (под зачало) и святых. Задостойник праздника. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес...», и святых: «Радуйтеся, праведнии, о Господе...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 3, праздника, глас 1-й – 3 (см. в службе святых Богоотцов Иоакима и Анны), и преподобного, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Радуйся и веселися...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...». Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3. На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. в службе святых Богоотцов Иоакима и Анны, на стиховне вечерни, без стиховных припевов), и литийные стихиры преподобного, глас 5-й[13]. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Всенепорочная...» (см. в службе святых Богоотцов Иоакима и Анны, на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – преподобного, глас 2-й: «Приидите днесь...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Иже из неплодных ложесн...» (см. в службе святых Богоотцов Иоакима и Анны, на стиховне вечера). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника, глас 4-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 5-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[14]. Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален преподобного по 1-м стихословии, глас 1-й: «Достойно ублажаем тя...»; седален преподобного по 2-м стихословии, глас 8-й: «Сошедшеся, вернии...». «Слава» – седален преподобного по полиелее, глас 5-й: «Радуйся, преподобне...», «И ныне» – седален праздника (по выбору, см. в службе святых Богоотцов Иоакима и Анны, по 1-м или по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас тот же: «К Богородице возопиим любовию...» (см. в службе преподобного). Степенны и прокимен – гласа[15]. Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), праздника 1-й (см. в службе святых Богоотцов Иоакима и Анны)[16] на 4 и преподобного на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Крест начертав...». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос преподобного, глас 8-й; седален преподобного, глас 3-й. «Слава, и ныне» – седален Минеи, глас 5-й: «Иоаким и Анна торжествуют...» (см. в службе святых Богоотцов Иоакима и Анны)[17]. По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й. «Слава» – светилен преподобного: «Мирскаго пристрастия...», «И ныне» – светилен праздника (см. в службе святых Богоотцов Иоакима и Анны). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 4, и преподобного, глас 5-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. на стиховне великой вечерни в службе преподобного). «Слава» – стихира евангельская 2-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». На 1-м часе[18] – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника. На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак воскресный. На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак преподобного. На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак праздника. На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, 1-го канона песнь 1-я – 4, и преподобного, песнь 6-я – 4. На входе: «...Воскресый из мертвых...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь преподобного; кондак воскресный. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен[19] – Недели пред Воздвижением, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...», стих: «К Тебе, Господи, воззову...»; и преподобного, глас 7-й: «Честна пред Господем...». Аллилуиарий[20] – Недели пред Воздвижением, глас 1-й: «Вознесох избранного...»; и преподобного, глас 6-й: «Блажен муж, бояйся Господа...». Апостол и Евангелие – Недели пред Воздвижением, дня (под зачало) и преподобного (Гал., 213 зач.; Мф., 43 зач.). Задостойник праздника. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес...», и преподобного: «В память вечную...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». 1 Служба мч. Севериана (см. в Минее 9 сентября на повечерии) может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера. Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава; гл. 50, «В четверток вечера 7-я седмицы отдание Вознесения», «зри». 2 Рядовая служба святых Богоотцов Иоакима и Анны в этом случае может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера и петься там вместе со службой мч. Севериана (см. в Минее 9 сентября на повечерии). Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава; гл. 50, «В четверток вечера 7-я седмицы отдание Вознесения», «зри». 3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95. 4 Там же. С. 86, 783. 5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века...». 6 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 7 Прокимен воскресный, глас 4-й: «Воскресни, Господи, помози нам,/ и избави нас, имене Твоего ради», стих: «Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам». 8 Два канона праздника Рождества Пресвятой Богородицы в период попразднства поются попеременно: в первый день 1-й, во второй день 2-й и т. д. 9 Канон шестеричного святого в Неделю в период попразднства, согласно Уставу, поется на 4, аналогично службе малого святого. Ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90. В старопечатной традиции пение канона святого на 4 в воскресный день в попразднство было допустимо и при совпадении с памятью бденного святого (см.: Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 132). 10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 277. 11 Там же. С. 275–276. 12 Там же. С. 359–360. 13 Там же. С. 86. 14 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века...». 15 Прокимен воскресный, глас 4-й: «Воскресни, Господи, помози нам,/ и избави нас, имене Твоего ради», стих: «Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам». 16 Два канона праздника Рождества Пресвятой Богородицы в период попразднства поются попеременно: в первый день 1-й, во второй день 2-й и т. д. 17 Ср.: Минея, 11 сентября, служба прп. Феодоры Александрийской и сщмч. Автонома (с 12 сентября), седален праздника по 3-й песни канона. 18 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце». 19 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 359–360. 20 Там же. С. 354–355.
|
Православный настенный календарь Издательства Московской Патриархии — традиционное издание, содержащее краткий месяцеслов и указатель литургийных чтений по дням года. В календарь внесены указания о необходимых переносах празднований в предстоящем богослужебном году, а также имена новопрославленных для общецерковного почитания святых.
|