Богослужебные указания

15 сентября по старому стилю  /  28 сентября по новому стилю
воскресенье

15. Неделя 16-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Глас 7-й. Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Ники́ты.

Служба вмч. Ники́ты шестеричная, совершается вместе со службой попразднства Воздвижения и воскресной службой Октоиха (по Марковой главе Типикона под 15 сентября: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся попра́зднство Воздви́жения Честна́го Креста́ в Неде́лю, а святы́й пое́тся на 4, или́ на 6, или́ ему́же и полиеле́й»)[1].

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 3, праздника, глас 5-й – 3 (см. в Минее 15 сентября, на «Господи воззвах»), и великомученика, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Свети́льника му́чеников...»[2], «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо...».

Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцари́ся...», со стихами (по обычаю).

На литии стихиры праздника, глас 6-й (см. в Минее 15 сентября, на стиховне вечерни, без стиховных припевов). «Слава» – великомученика, глас тот же: «Днесь вселе́нная вся...» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь сад жи́зни...» (см. в Минее 15 сентября, на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Побе́ды тезоимени́т...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Глас проро́ка Твоего́...» (см. в Минее 15 сентября, на стиховне вечера).

По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[3].

Непорочны[4] (см. Типикон, гл. 17)[5]. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа[6]. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника на 4 и великомученика на 4[7].

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия «Крест начерта́в...».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос великомученика, глас 2-й; седален великомученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Просте́р Моисе́й...» (см. в Минее 15 сентября).

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 7-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й. «Слава» – светилен великомученика, «И ныне» – светилен праздника: «Крест возвыша́ется...» (см. в Минее 15 сентября).

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 7-й – 4, и праздника, глас 2-й и глас 6-й – 4 (см. в Минее 15 сентября, на стиховне утрени; со славником: «Днесь сад жи́зни...», и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 5-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честна́го и Животворя́щаго Креста...».

На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника[8].

На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученика[9]. Кондак воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, песнь 1-я – 4, и великомученика, песнь 6-я – 4.

На входе: «...Воскресы́й из мертвых...».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь великомученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен и аллилуиарий – Недели по Воздвижении (т. е. праздника) и великомученика.

Примечание. Указание Марковой главы Типикона под 15 сентября: «На Литурги́и... проки́мен гла́са оставля́ется», означает, что в Неделю по Воздвижении при святом, имеющем свой прокимен (напр., 15, 16 и 20 сентября), прокимен гласа не поется, потому что более двух прокимнов на Литургии никогда не бывает. Если святой не имеет своих чтений и прокимна (напр., 17, 18 и 19 сентября), то поются прокимен гласа и Недели по Воздвижении (т. е. праздника). См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 361–362.

Апостол и Евангелие – Недели по Воздвижении, дня (под зачало) и великомученика.

Задостойник праздника.

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода с Небе́с...», и великомученика: «В па́мять ве́чную...».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честна́го и Животворя́щаго Креста...».


1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95.

2 Ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава, «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783.

3 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 7-го гласа: «Яко на́шего воскресе́ния...».

4 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

5 Ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава.

6 Прокимен воскресный, глас 7-й: «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́,/ не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́», стих: «Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м, пове́м вся чудеса́ Твоя́».

7 Канон шестеричного святого в Неделю в период попразднства, согласно Уставу, поется на 4, аналогично службе малого святого. Ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90. В старопечатной традиции пение канона святого на 4 в воскресный день в попразднство было допустимо и при совпадении с памятью бденного святого (см.: Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 132).

8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 277.

9 Там же. С. 275–276.

НОВИНКИ6
Православный настенный календарь Издательства Московской Патриархии — традиционное издание, содержащее краткий месяцеслов и указатель литургийных чтений по дням года. В календарь внесены указания о необходимых переносах празднований в предстоящем богослужебном году, а также имена новопрославленных для общецерковного почитания святых.
СЕНТЯБРЬ
пн вт ср чт пт сб вс
19 марта    1 апреля
по старому стилю   по новому стилю