Богослужебные указания

22 февраля по старому стилю  /  7 марта по новому стилю
вторник

Вторник 2-й седмицы. Обр<етение мощей мучеников, иже во Евг<ении.


С понедельника 2-й седмицы Великого поста на повечериях начинается совместное пение канона Пресвятой Богородицы (из Октоиха) и служб тех святых, память которых приходится на время от Лазаревой субботы до Недели Антипасхи (см. Типикон, гл. 49, «В понедельник 2-я седмицы постов», 1-е «зри»). Таким образом, на великом повечерии вторника (оно совершается в понедельник вечером) поется канон Богородицы (Октоиха) и канон святого, память которого приходится на Вербное воскресенье1 – мц. Матр<оны Сол<унской (с 27 марта).


О службах святым на повечерии

Службы святым на повечерии совершаются следующим образом. После окончания вседневного славословия: «Слава в вышних Богу…» (на великом повечерии) или же после Символа веры (на малом повечерии) поется канон Богородицы из Октоиха (без ирмосов) и канон святого из Минеи (без ирмосов) с т. н. «молебными» припевами «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Преподобне отче (имярек), моли Бога о нас», или «Святии апостоли, молите Бога о нас» и т. п.; в конце: «Слава» – тропарь, «И ныне» – Богородичен. Таким образом исполняются все песни канона. По 3-й песни – кондак и седален Минеи. По 6-й песни – седален Богородицы (см. Типикон, гл. 49, «В понедельник 2-я седмицы постов», 1-е «зри»), по 9-й песни – стихиры святого с «Господи, воззвах» (с теми же припевами, что и на каноне). «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен2.

Примечание. В одном из толкований на Церковный Устав, составленном Никитой Сырниковым (см. его «Ключ к Церковному Уставу»), находим полный и, на наш взгляд, наиболее верный устав исполнения канонов на повечериях. Прежде поется канон Богородицы (Октоиха), потом святого (Минеи). По 3-й песни – седален Минеи, «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен. По 6-й песни – седален Богородицы. Если святой имеет свой кондак, то по 3-й песни – седален святого, «Слава, и ныне» – седален Богородицы (см. его по 6-й песни), а по 6-й песни – кондак святого и икос (если есть). Стихиры святого с «Господи, воззвах» (обычно их три) с припевом канона (см. выше), «Слава» – святого (если есть), «И ныне» – Богородичен или Крестобогородичен. Если «Славы» святого нет, то первые две стихиры исполняются с припевом (см. выше), «Слава» – третья стихира святого, «И ныне» – Богородичен или Крестобогородичен.

О заключительных молитвословиях Типикон умалчивает; по традиции, в конце канонов и стихир – «Достойно есть», и далее по чину повечерия.

Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля; особенности его см. 15 февраля.

На утрене – кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. На 1-м часе – кафизма 13-я; на 3-м часе – кафизма 14-я; на 6-м часе – кафизма 15-я; на 9-м часе – кафизма 16-я. На вечерне – кафизма 18-я.


1 В текущем году на Лазареву субботу приходится отдание Благовещения Пресвятой Богородицы и празднование Собора Архангела Гаври<ила (26 марта). Согласно Типикону, служба Минеи 26 марта (отдания Благовещения и Архангела Гаври<и́ла) переносится с Лазаревой субботы на повечерие 6-й седмицы Великого поста: «<а́ще случ<и́тся отд<а́ние Благов<е́щения Пресвят<ы́я Богор<о́дицы в субб<о́ту Л<а́зареву, ил<и́ Нед<е́лю в<а́ий, ил<и́ во ед<и́н от дн<е́й Страстн<ы́я седм<и́цы, ил<и́ Св<е́тлыя: тогд<а́ отд<а́ния Благов<е́щения н<е́сть, и по<ю́тся стих<и́ры и кан<о́н попр<а́зднства, и Арх<а́нгела на повеч<е́рии в мимош<е́дших дн<е́х шест<ы́я нед<е́ли» (Типикон, 26 марта, «Ук<а́з о отд<а́нии Благов<е́щения Пресвят<ы́я Богор<о́дицы»).

2 Богородичен и Крестобогородичен (для службы под среду и пятницу) находятся на ряду в Минее. Если на ряду этих текстов нет, то они заимствуются из приложения Минеи по гласу последней стихиры, от меньших (2-е приложение).

МАРТ
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС