Богослужебные указания

22 февраля по старому стилю  /  7 марта по новому стилю
пятница

22. Пятница 1-й седмицы. Обре́тение мощей мучеников, иже во Евге́нии.

Литургия Преждеосвященных Даров.

Подробное изложение порядка богослужения утрени и часов см. 18 февраля.

На утрене к первому Троичному припев: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я.

Трипеснец состоит из 5-й, 8-й и 9-й песней.

Порядок пения канона при типе службы одного малого святого: 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я и 4-я песни стихословятся так же, как в понедельник. 5-я песнь стихословится подобно 1-й в понедельник.

По 3-й песни – ин кондак мучеников, глас 4-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

6-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Возопи́х в скорби моей...» и до: «Храня́щии су́етная и ло́жная...» включительно. После этого стиха – 1-й тропарь канона Минеи. Далее: «Аз же со гла́сом хвале́ния...», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. На катавасию – ирмос канона Минеи.

По 6-й песни – кондак мучеников, глас 8-й. (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.)

7-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Благослове́н еси, Господи, Боже оте́ц на́ших...» и до: «Благослове́н еси, ви́дяй бе́здны...» включительно. После этого стиха поется ирмос канона Минеи. Далее: «Благослове́н еси на престо́ле...», и 1-й тропарь канона Минеи. «Благослове́н еси на тве́рди...», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. 7-я песнь ирмосом не покрывается, но сразу стихословится 8-я песнь.

Примечание. Стихословие полностью 6-й и 7-й библейских песней в данном случае необходимо по той причине, что на утрене субботы 1-й седмицы предполагается стихословить библейские песни не в великопостной редакции, а по разделам Ирмология «Господеви поем» или «Поем Господеви», в которых 6-я и 7-я библейские песни полностью не исполняются, а, следовательно, на 1-й седмице поста были бы полностью исполнены не все библейские песни. Поэтому Типикон предлагает полностью стихословить 6-ю и 7-ю песни в пятницу (Типикон, гл. 49, пяток вечера 1-й седмицы, 2-е «зри»; гл. 48, 24 февраля, 9-я Маркова глава; гл. 48, 24 марта, 3-е и 4-е «зри»). В богослужении суббот 2-й, 3-й[1] и 4-й седмиц Великого поста 6-я и 7-я библейские песни должны полностью (в великопостной редакции) исполняться на ряду на утрене. В пятницу 5-й и 6-й седмицы рекомендуется поступить так же, как и на 1-й седмице Великого поста[2].

Песни 8-я и 9-я стихословятся так же, как в понедельник.

К светильну первое окончание: «...силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя».

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Яко ви́де Тя распина́ема...». Прочее – как в понедельник.

Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник.

На 1-м и 9-м часах по пятницам в течение всей св. Четыредесятницы кафизмы не стихословятся. На 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я.

На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 7-й: «Возлюблю́ Тя, Господи...»; стих: «Бог мой, Помощник мой». 2-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Помо́щниче мой и Изба́вителю мой»; стих: «Небеса́ пове́дают славу Божию...».

Подробное изложение порядка изобразительных см. 18 февраля (окончание изобразительных см. 20 февраля).

Порядок кондаков на изобразительных в храме Господском см. в среду, 20 февраля; в храме Богородицы и святого – см. в понедельник, 18 февраля.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 20 февраля.

Если в субботу 1-й седмицы (23 февраля) будет совершаться служба вмч. Фео́дора Ти́рона из Триоди (вариант А):

На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Прииди́те, ве́рнии...» (дважды), мученичны Октоиха, глас 3-й – 4 (см. в пяток вечера: «Стра́ждуще до́блии му́ченицы...», «Ве́лия Креста́ Твоего́, Го́споди, си́ла...», «Ве́лия му́ченик Твои́х, Христе́, си́ла...» и «Проро́цы, и апо́столи Христо́вы...»)[3], и вмч. Фео́дора Ти́рона (из Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Сосу́да употреби́в враг...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся...».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 5-й: «Услы́шит тя Господь в день печа́ли»; стих: «Защи́тит тя имя Бога Иа́ковля». Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Вознеси́ся, Господи, силою Твоею...»; стих: «Господи, силою Твоею...»). «Да испра́вится молитва моя...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

По заамвонной молитве иерей с диаконом исходят к уготованному на солее столу, на котором стоит блюдо с ко́ливом, и совершают чин молебного пения великомученику Феодору Тирону. Чтец – псалом 142-й: «Господи, услы́ши моли́тву мою...»[4]. На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния...». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Вся па́че смы́сла...». Чтец – псалом 50-й. Во время псалма совершается каждение. По обычаю, диакон кадит о́крест стола с коливом и священнослужителей.

Примечание. Устав дает следующие указания относительно каждения: «...Псалом 50-й. И кадит священник коливо, и настоятеля, и лики, по чину» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]»).

По 50-м псалме – поется канон вмч. Феодора, глас 8-й, на 4 (без ирмосов). Певцы поют запевы: «Святый великому́чениче Фео́доре, моли́ Бога о нас» к двум первым тропарям канона, затем «Слава», «И ныне». Иерей, по обычаю, читает тропари канона.

По 6-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й.

По 9-й песни вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни: «Тя, Неискусобра́чную Ма́терь...».

Чтец: Трисвятое. По «Отче наш...» – возглас: «Яко Твое есть Царство...», и тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния...». «Слава» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й: «Ве́ру Христо́ву...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Я́коже Предста́тельство...». Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй».

Иерей читает молитву над коливом (ср.: Служебник, Чин благословения колива):

Вся соверши́вый сло́вом Твои́м, Го́споди, и повеле́вый земли́ многоразли́чныя прозяба́ти плоды́ в наслажде́ние и пи́щу на́шу, И́же се́менми три о́троки и Дании́ла, су́щия в Вавило́не, сластнопита́нных све́тльшия показа́вый! Сам, Всеблаги́й Царю́, и се́мена сия́ с разли́чными плоды́ благослови́ и от них вкуша́ющия освяти́, я́ко во сла́ву Твою́ и в честь свята́го великому́ченика Фео́дора Ти́рона сия́ предложи́шася от Твои́х рабо́в, и в па́мять во благочести́вой ве́ре сконча́вшихся. Пода́ждь же, Бла́же, благоукраси́вшим сия́ и па́мять соверша́ющим вся, я́же ко спасе́нию проше́ния, и ве́чных Твои́х благ наслажде́ние, моли́твами Пречи́стыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, и свята́го великому́ченика Фео́дора Ти́рона, его́же и па́мять соверша́ем, и всех святы́х Твои́х. Я́ко Ты еси благословля́яй и освяща́яй вся́ческая, Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Безнача́льному Отцу́, со Единоро́дным Твои́м Сы́ном, и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Певцы: «Аминь». «Бу́ди имя Господне...» (трижды). [«Слава, и ныне».] Псалом 33-й: «Благословлю́ Господа...». Отпуст по обычаю.

Примечание. «И вхо́дим в трапе́зу, вкуша́ем же вина́ и еле́а, ра́ди свята́го. Сие́ прия́хом в Ла́вре преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы, и кинови́и преподо́бнаго Вели́каго Евфи́мия: но не твори́м сего́ ны́не за че́стность дне, оба́че яди́м варе́ние с сли́вами без еле́а, и арме́а: произволя́ющии же ядя́т сухояде́ние, я́коже и в сре́ду» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]»).

Если в субботу 1-й седмицы (23 февраля) служба вмч. Фео́дора Ти́рона из Триоди будет совершаться в соединении[5] с полиелейной службой[6] в честь обре́тения мощей блж. Матро́ны Моско́вской (вариант Б):

На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Прииди́те, ве́рнии...» (дважды), стихиры блж. Матроны, глас 6-й и глас 2-й – 4 (см. в Минее 19 апреля), и стихиры вмч. Фео́дора Ти́рона (из Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Сосу́да употреби́в враг...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся...».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 5-й: «Услы́шит тя Господь в день печа́ли»; стих: «Защи́тит тя имя Бога Иа́ковля». Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Вознеси́ся, Господи, силою Твоею...»; стих: «Господи, силою Твоею...») и чтение трех паримий блж. Матроны (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). «Да испра́вится молитва моя...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

По заамвонной молитве иерей с диаконом исходят к уготованному на солее столу, на котором стоит блюдо с ко́ливом, и совершают чин молебного пения великомученику Феодору Тирону. Чтец – псалом 142-й: «Господи, услы́ши моли́тву мою...»[7]. На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния...». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Вся па́че смы́сла...». Чтец – псалом 50-й. Во время псалма совершается каждение. По обычаю, диакон кадит о́крест стола с коливом и священнослужителей.

Примечание. Устав дает следующие указания относительно каждения: «...Псалом 50-й. И кадит священник коливо, и настоятеля, и лики, по чину» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]»).

По 50-м псалме – поется канон вмч. Феодора, глас 8-й, на 4 (без ирмосов). Певцы поют запевы: «Святый великому́чениче Фео́доре, моли́ Бога о нас» к двум первым тропарям канона, затем «Слава», «И ныне». Иерей, по обычаю, читает тропари канона.

По 6-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й.

По 9-й песни вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни: «Тя, Неискусобра́чную Ма́терь...».

Чтец: Трисвятое. По «Отче наш...» – возглас: «Яко Твое есть Царство...», и тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния...». «Слава» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й: «Ве́ру Христо́ву...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Я́коже Предста́тельство...». Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй».

Иерей читает молитву над коливом (ср.: Служебник, Чин благословения колива):

Вся соверши́вый сло́вом Твои́м, Го́споди, и повеле́вый земли́ многоразли́чныя прозяба́ти плоды́ в наслажде́ние и пи́щу на́шу, И́же се́менми три о́троки и Дании́ла, су́щия в Вавило́не, сластнопита́нных све́тльшия показа́вый! Сам, Всеблаги́й Царю́, и се́мена сия́ с разли́чными плоды́ благослови́ и от них вкуша́ющия освяти́, я́ко во сла́ву Твою́ и в честь свята́го великому́ченика Фео́дора Ти́рона сия́ предложи́шася от Твои́х рабо́в, и в па́мять во благочести́вой ве́ре сконча́вшихся. Пода́ждь же, Бла́же, благоукраси́вшим сия́ и па́мять соверша́ющим вся, я́же ко спасе́нию проше́ния, и ве́чных Твои́х благ наслажде́ние, моли́твами Пречи́стыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, и свята́го великому́ченика Фео́дора Ти́рона, его́же и па́мять соверша́ем, и всех святы́х Твои́х. Я́ко Ты еси благословля́яй и освяща́яй вся́ческая, Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Безнача́льному Отцу́, со Единоро́дным Твои́м Сы́ном, и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Певцы: «Аминь». «Бу́ди имя Господне...» (трижды). [«Слава, и ныне».] Псалом 33-й: «Благословлю́ Господа...». Отпуст по обычаю.

Примечание. «И вхо́дим в трапе́зу, вкуша́ем же вина́ и еле́а, ра́ди свята́го. Сие́ прия́хом в Ла́вре преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы, и кинови́и преподо́бнаго Вели́каго Евфи́мия: но не твори́м сего́ ны́не за че́стность дне, оба́че яди́м варе́ние с сли́вами без еле́а, и арме́а: произволя́ющии же ядя́т сухояде́ние, я́коже и в сре́ду» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]»).


1 В 2025 году в субботу 2-й седмицы может совершаться полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная», а в субботу 3-й седмицы совершается полиелейная служба 40 мчч. Севастийских. В этих случаях библейские песни на утрене суббот 2-й и 3-й седмиц должны будут петься в праздничной редакции «Поем Господеви...».

2 Данная рекомендация относится также и к пятнице 2-й седмицы поста, если в субботу 2-й седмицы будет совершаться полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная», а также к пятнице 3-й седмицы поста, поскольку в текущем году в субботу 3-й седмицы совершается полиелейная служба 40 мчч. Севастийских. Ср.: Типикон, 24 марта, 3-е и 4-е «зри».

3 В службе Октоиха 1–7 гласов 1-й мученичен находится в 1-й группе стихир на «Господи, воззвах» (см. в Октоихе в пяток вечера); остальные три мученична – во 2-й группе стихир. [В службе 8-го гласа расположение текстов иное: в 1-й группе стихир на «Господи, воззвах» даны 3 мученична, а четвертого мученична нет (2-я группа стихир не содержит мученичнов). Таким образом, при совершении службы Октоиха 8-го гласа следует петь мученичны 1-й группы стихир, повторяя первый из них: «Му́ченицы Госпо́дни...».]

4 В «Службах первой седмицы Великого поста» (М., 1984. С. 214) перед 142-м псалмом указывается возглас: «Благословен Бог наш...» и «Прииди́те, поклони́мся...» (3).

5 При совершении богослужения следует руководствоваться 9-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «А́ще ли случи́тся Обре́тение честны́я главы́ Предте́чевы в суббо́ту 1-я неде́ли посто́в».

6 См.: Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 2. С. 366–380.

7 В «Службах первой седмицы Великого поста» (М., 1984. С. 214) перед 142-м псалмом указывается возглас: «Благословен Бог наш...» и «Прииди́те, поклони́мся...» (3).

НОВИНКИ8
Календарь имеет формат А2, указанный в дни поста устав трапезы согласуется с распространенной традицией. Все даты указаны по двум стилям. Календарь иллюстрирован репродукцией мозаики «Воскресение Христово. Сошествие во ад» монастыря преподобного Луки Элладского (Греция).
МАРТ
пн вт ср чт пт сб вс
18 июня    1 июля
по старому стилю   по новому стилю