
|
Богослужебные указания
![]()
23. Суббота 1-й седмицы. Вмч. Фео́дора Ти́рона. Обре́тение мощей блж. Матро́ны Моско́вской (службу зри 19 апреля)[1]. Сщмч. Полика́рпа, еп. Сми́рнского. Прп. Полика́рпа Бря́нского[2]. Прп. Зино́вия Мажу́ги, митр. Тетрицкаро́йского, в схиме Серафи́ма[3]. Сщмч. Па́вла Кушникова пресвитера[4]. Совершается служба вмч. Фео́дора Ти́рона (из Триоди) (А). Приводим также порядок совершения службы вмч. Фео́дора Ти́рона (из Триоди) в соединении с полиелейной службой[5] в честь обре́тения мощей блж. Матро́ны Моско́вской. При совершении богослужения следует руководствоваться 9-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «А́ще ли случи́тся Обре́тение честны́я главы́ Предте́чевы в суббо́ту 1-я неде́ли посто́в» (Б). А. Повечерие великое без поклонов: По 1-м Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла...». По 2-м Трисвятом – тропари Часослова, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи...». По «Слава в вышних...» поется рядовая служба Минеи (с 23 февраля; сщмч. Полика́рпа, еп. Сми́рнского)[6], а также – заупокойный канон Октоиха, 3-го гласа с утрени субботы (без ирмосов)[7]. Примечание. «Ве́домо да есть, яко после́дование Мине́и, прилуча́ющихся святы́х в суббо́ты и Неде́ли святы́я Четыредеся́тницы, пое́тся в повече́риях, или́ егда́ изво́лит екклисиа́рх» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]», 3-е «зри»). «Кано́ны же в Мине́и настоя́щия суббо́ты и Неде́ли пое́м, егда́ изво́лит екклисиа́рх: еди́н у́бо пое́м в повече́рии пятка́, други́й же кано́н пое́м в повече́рии Неде́ли» (см.: Триодь Постная, в пяток вечера 1-й седмицы). После канонов – «Достойно есть». По 3-м Трисвятом – кондак вмч. Феодора, глас 8-й (вместо «Господи Сил...»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Возглас: «Молитвами святых отец наших...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная...», «И даждь нам, Владыко...», «Пресла́вная Присноде́во...», «Упова́ние мое Отец...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...». Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся...». Полунощница обычная – субботняя. Утреня. Начало субботней утрени: по возгласе «Благословен Бог наш...», чтец: «Прииди́те, поклони́мся...» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма). Примечание. Субботнее богослужение святой Четыредесятницы не имеет особенностей седмичных великопостных служб. На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла...». Кафизмы 16-я и 17-я[8]. После 16-й кафизмы – малая ектения. Седальны Октоиха, глас 3-й. После 17-й кафизмы – малая ектения. Седален вмч. Феодора, глас 3-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. Псалом 50-й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...» не глаголется.) Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и вмч. Феодора на 8. Библейские песни: «Господеви поем...» или «Поем Господеви...». Примечание. В субботу 1-й седмицы Великого поста Триодь Постная указывает стихословить библейские песни в будничной редакции: «Господеви поем...»[9]. Типикон умалчивает о редакции библейских песней в этот день[10]. По мнению В. Розанова, умолчание Типикона следует толковать в пользу пения свойственной субботнему богослужению с Бог Господь праздничной редакции библейских песней: «Поем Господеви...»[11]. Учитывая указания богослужебных книг о редакции Песней Священного Писания в сырную субботу, можно считать допустимым пение в субботу 1-й седмицы Великого поста и будничной редакции библейских песней «Господеви поем...», и праздничной редакции «Поем Господеви...». Катавасия «Отве́рзу уста́ моя́...». По 3-й песни – седален вмч. Феодора, глас 8-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – светилен вмч. Феодора. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди. («Достойно есть» обычно не поется.) «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры вмч. Феодора, глас 1-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Свяще́ния дар...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́...». По исполнении стихир «Тебе слава подобает...» не произносится, но тотчас: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры вмч. Феодора, глас 4-й (с припевами своими – 1-й: «Пра́ведник, яко фи́никс процвете́т, / яко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится», 2-й: «Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, / во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т»). «Слава» вмч. Феодора, глас 8-й: «Страда́льческим му́жеством...», «И ныне» Богородичен, глас тот же: «Влады́чице, приими́ молитвы...» (см. прил. 2-е, «В субботу у́тра»). По Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла...». На часах – тропарь и кондак вмч. Феодора. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны вмч. Феодора, песнь 3-я – 4 (со ирмосом 1-го канона), и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора; кондак храма. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – вмч. Феодора (Триоди). Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы и вмч. Феодора. Примечание. «На трапе́зе чте́м сло́во похва́льное о святе́м Фео́доре, свята́го Григо́рия Ни́сскаго. И яди́м бо́б обваре́нный, с ма́слинами бе́лыми и че́рными. Причаща́емся же и варе́ния с ма́слом прилучи́вшагося, и ко́лива; вина́ же испива́ем по красово́лю[12], ра́ди свята́го. Сие́ же прия́хом от ла́вры преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы и от богоно́снаго отца́ на́шего Евфи́мия. [Зри] Ве́дати подоба́ет, я́ко два́жды прия́хом я́сти ры́бы в се́й Вели́кий по́ст: в пра́здник Благове́щения и Цветоно́сия» (Триодь Постная, л. 143). Б. Повечерие великое без поклонов: По 1-м Трисвятом[13] – тропарь блж. Матроны, глас 2-й; тропарь вмч. Феодора, глас тот же. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла...». По 2-м Трисвятом – тропари Часослова, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи...». По «Слава в вышних...» поется заупокойный канон Октоиха, 3-го гласа с утрени субботы (без ирмосов)[14], а также – рядовая служба Минеи (с 23 февраля; сщмч. Полика́рпа, еп. Сми́рнского)[15]. Примечание. «Ве́домо да есть, яко после́дование Мине́и, прилуча́ющихся святы́х в суббо́ты и Неде́ли святы́я Четыредеся́тницы, пое́тся в повече́риях, или́ егда́ изво́лит екклисиа́рх» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]», 3-е «зри»). «Кано́ны же в Мине́и настоя́щия суббо́ты и Неде́ли пое́м, егда́ изво́лит екклисиа́рх: еди́н у́бо пое́м в повече́рии пятка́, други́й же кано́н пое́м в повече́рии Неде́ли» (см.: Триодь Постная, в пяток вечера 1-й седмицы). После канонов – «Достойно есть». По 3-м Трисвятом – кондак блж. Матроны, глас 7-й (вместо «Господи Сил...»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Возглас: «Молитвами святых отец наших...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная...», «И даждь нам, Владыко...», «Пресла́вная Присноде́во...», «Упова́ние мое Отец...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...». Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся...». Полунощница обычная – субботняя. Утреня. Начало субботней утрени: по возгласе «Благословен Бог наш...», чтец: «Прииди́те, поклони́мся...» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма). Примечание. Субботнее богослужение святой Четыредесятницы не имеет особенностей седмичных великопостных служб. На «Бог Господь» – тропарь блж. Матроны, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла...». Кафизмы 16-я и 17-я[16]. После 16-й кафизмы – малая ектения. Седален блж. Матроны, глас 8-й: «Мо́щи твоя́...» (см. по 1-м стихословии); ин седален блж. Матроны, глас 6-й: «Прииди́те, ве́рных мно́жества...» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «При́зри на нас...» (см. по 2-м стихословии)[17]. После 17-й кафизмы – малая ектения. Седален вмч. Феодора, глас 3-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. Полиелей. Величание блж. Матроны и избра́нный псалом. Седален блж. Матроны по полиелее, глас 4-й: «Рука́ Госпо́дня...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же (см., например, Богородичен седальна по 3-й песни канона в службе блж. Матроны: «Ны́не, ра́дуйся, Тебе́ зове́м...»). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен блж. Матроны, глас 4-й: «Го́споди, откры́й о́чи мои́, и уразуме́ю чудеса́ от зако́на Твоего́»; стих: «Отврати́ о́чи мои́, е́же не ви́дети суеты́, в пути́ Твое́м живи́ мя». Евангелие блж. Матроны – Мф., зач. 104. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами блаже́нной ста́рицы...». Стихира блж. Матроны, глас 6-й: «Свята́я сла́вная ста́рице...». Каноны: блж. Матроны со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды)[18] и вмч. Феодора (два канона) на 8. Библейские песни «Поем Господеви...»[19]. Примечание. В субботу 1-й седмицы Великого поста Триодь Постная указывает стихословить библейские песни в будничной редакции: «Господеви поем...»[20]. Типикон умалчивает о редакции библейских песней в этот день[21]. По мнению В. Розанова, умолчание Типикона следует толковать в пользу пения свойственной субботнему богослужению с Бог Господь праздничной редакции библейских песней: «Поем Господеви...»[22]. Учитывая указания богослужебных книг о редакции Песней Священного Писания в сырную субботу, можно считать допустимым пение в субботу 1-й седмицы Великого поста и будничной редакции библейских песней «Господеви поем...», и праздничной редакции «Поем Господеви...». В случае совершения в субботу 1-й седмицы Великого поста полиелейной службы блж. Матроны Московской, библейские песни в этот день следует стихословить в праздничной редакции «Поем Господеви...»[23]. Катавасия «Отве́рзу уста́ моя́...». По 3-й песни – кондак блж. Матроны, глас 7-й; седален блж. Матроны, глас 4-й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас 8-й (по выбору)[24], «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Яко Всенепоро́чная Неве́ста...». По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен блж. Матроны. «Слава» – светилен вмч. Феодора: «Венчено́сче свя́те...», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Во чре́ве Твое́м...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: блж. Матроны, глас 8-й – 3, и вмч. Феодора, глас 1-й – 3[25]; затем стих блж. Матроны [«Госпо́дь реши́т окова́нныя, / Госпо́дь умудря́ет слепцы́», или: «Возведо́х о́чи мои́ в го́ры, / отню́дуже прии́дет по́мощь моя́»[26], или: «Госпо́дь Просвеще́ние мое́ и Спаси́тель мой, / кого́ убою́ся?»[27], или: «В па́мять ве́чную бу́дет пра́ведник, / от слу́ха зла не убои́тся»[28];] и стихира блж. Матроны, глас 8-й: «О, пресла́внаго чудесе́! О, та́инства...» (см. славник Минеи на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Свяще́ния дар...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь блж. Матроны, глас 2-й. «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла...»[29]. На часах – тропарь блж. Матроны. «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки блж. Матроны и вмч. Феодора читаются попеременно[30]. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны блж. Матроны, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки[31]: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь блж. Матроны, тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак блж. Матроны, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь блж. Матроны, тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак блж. Матроны, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен[32] – блж. Матроны и вмч. Феодора. Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы, вмч. Феодора (под зачало) и блж. Матроны. Примечание. «На трапе́зе чте́м сло́во похва́льное о святе́м Фео́доре, свята́го Григо́рия Ни́сскаго. И яди́м бо́б обваре́нный, с ма́слинами бе́лыми и че́рными. Причаща́емся же и варе́ния с ма́слом прилучи́вшагося, и ко́лива; вина́ же испива́ем по красово́лю[33], ра́ди свята́го. Сие́ же прия́хом от ла́вры преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы и от богоно́снаго отца́ на́шего Евфи́мия. [Зри] Ве́дати подоба́ет, я́ко два́жды прия́хом я́сти ры́бы в се́й Вели́кий по́ст: в пра́здник Благове́щения и Цветоно́сия» (Триодь Постная, л. 143). 1 Празднование установлено в память обретения мощей блж. Матроны Московской 23 февраля ст. ст. (8 марта н. ст.) 1998 года и внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2013 года. 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 8 декабря 2020 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы преподобному Полика́рпу Бря́нскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5731469.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/552). 3 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 27 декабря 2023 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы святителю Зиновию исповеднику, митрополиту Тетрицкаройскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/6088677.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/619). 4 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 24 августа 2023 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы священномученику Павлу Кушникову, пресвитеру. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/6052310.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru). 5 См.: Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 2. С. 366–380. 6 О порядке пения служб на повечерии см. 26 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 7 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 9 февраля (примечание на повечерии). 8 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12). 9 См.: Триодь Постная, «В суббо́ту пе́рвую святы́х посто́в»; ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С. 224–240. 10 См.: Типикон, гл. 49, «В суббо́ту 1-ю святы́х посто́в». 11 См.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264. 12 Красову́ля – чаша для пития, употребляемая в греческих монастырях, которая вмещает ½ фунта и более напитка (один русский фунт равен 409,5 грамма). 13 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 562. 14 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 9 февраля (примечание на повечерии). Типикон (9-я Маркова глава под 24 февраля) сначала указывает канон о усопших, а затем – рядового святого. 15 О порядке пения служб на повечерии см. 26 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 16 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 17 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564. 18 Там же. 19 В храмах, где исполнение канона с библейскими песнями представляется трудноисполнимым, молебный припев к канону блж. Матроны может звучать следующим образом: «Святая праведная ста́рице Матроно, моли Бога о нас»; «Святая праведная ма́ти Матроно, моли Бога о нас», «Святая блаженная ма́ти Матроно, моли Бога о нас» или «Святая блаженная ста́рице Матроно, моли Бога о нас». 20 См.: Триодь Постная, «В суббо́ту пе́рвую святы́х посто́в»; ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С. 224–240. 21 См.: Типикон, гл. 49, «В суббо́ту 1-ю святы́х посто́в». 22 См.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264. 23 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565. 24 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак блж. Матроны, глас 7-й; седален блж. Матроны, глас 4-й, седален вмч. Феодора, глас 8-й; «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Яко Всенепоро́чная Неве́ста...». 25 В Триоди 4 стихиры, одна из них опускается. 26 См. аллилуиарий на Литургии и стихи в стихирах на стиховне великой вечерни. 27 См. прокимен на Литургии. 28 См. причастен на Литургии. 29 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565. 30 Там же. 31 Там же. С. 566. 32 Причастны блж. Матроны и вмч. Феодора совпадают. 33 Красову́ля – чаша для пития, употребляемая в греческих монастырях, которая вмещает ½ фунта и более напитка (один русский фунт равен 409,5 грамма). ![]()
|
НОВИНКИ8
![]()
Календарь имеет формат А2, указанный в дни поста устав трапезы согласуется с распространенной традицией. Все даты указаны по двум стилям. Календарь иллюстрирован репродукцией мозаики «Воскресение Христово. Сошествие во ад» монастыря преподобного Луки Элладского (Греция).
|