|
Богослужебные указания
21. Суббота. Прпп. Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его. Пророка Иезекииля. Блгв. кн. Анны Кашинской. Прпп. Онуфрия молчаливого и Онисима затворника, Печерских, в Ближних пещерах. Служба прпп. Симеона и Иоанна и прор. Иезекииля не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха. На вечерне кафизмы нет. Примечание. Если под пятницу (20 июля) не совершалось всенощное бдение (вариант Б), то кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры Минеи на 6: преподобных, глас 4-й – 3, и пророка, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Жертвы одушевленныя...», 3-й: «Честна смерть святых Твоих, Господи...», 4-й: «Имуще дерзновение...»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Свеще неугасимая...» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4-й. «Слава» – тропарь пророка[1], глас 2-й: «Пророка Твоего Иезекииля память...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от века...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й: «Пророка Твоего Иезекииля память...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». Кафизмы 16-я и 17-я[2]. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон преподобных со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), пророка на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции)[3]. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха. По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й; седален преподобных, глас 5-й. «Слава» – седален пророка, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке преподобных, глас 8-й: «Христовою любовию...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 191 об.) этот кондак также отсутствует. По 6-й песни – кондак преподобных, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Кто не ужасается...», 2-й: «Ангелом сопричастницы...», 3-й: «Како вашим подвигом...»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Едина Чистая...» (см. в стихирах на хвалитех). По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4-й. «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й: «Пророка Твоего Иезекииля память...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Мати Святая...». На часах – тропарь преподобных. «Слава» – тропарь пророка. Кондаки пророка и преподобных читаются попеременно. На Литургии блаженны Октоиха – 6. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропарь преподобных, тропарь пророка; кондак храма, кондак преподобных, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Яко начатки естества...». В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропарь преподобных, тропарь пророка; кондак преподобных, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Яко начатки естества...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня. Апостол и Евангелие – пятницы и дня. Примечание. Если под пятницу (20 июля) не совершалось всенощное бдение (вариант Б), то Апостол и Евангелие – дня. 1 Типикон умалчивает о тропаре прор. Иезекииля, глас 2-й: «Пророче Божий...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 190 об.) этот тропарь также отсутствует. 2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12). 3 Ср.: Сырников Н. С. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 31 об.
|
Выпущены в свет Отрывные Патриаршие календари:
Отрывной Патриарший календарь на 2025 год «Стяжи дух мирен…» Отрывной Патриарший календарь на 2025 год «Пресвятая Богородице, спаси нас!». |