
|
Богослужебные указания
![]()
27. Суббота. Вмч. и целителя Пантелеи́мона. Прп. Ге́рмана Аля́скинского. Блж. Николая Коча́нова, Христа ради юродивого, Новгородского. Свв. равноапп. Мефо́дия, Кирилла, Кли́мента, Нау́ма, Саввы, Гора́зда и Ангела́рия. Свт. Гора́зда, архиеп. Мора́вского. По Уставу, служба вмч. Пантелеимона шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха (Б). По благословению настоятеля, возможно совершение бденной службы в честь святого (А). А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 4-й и глас 2-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Возсия́ днесь...», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо...». Вход. Прокимен дня. Паримии великомученика – 3. На литии стихира храма и стихиры великомученика, глас 1-й, глас 2-й и глас 5-й. «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Прииди́те, мучениколю́бцы...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Блажи́м Тя, Богоро́дице Де́во, и сла́вим Тя...». На стиховне стихиры великомученика, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Ма́тернее возлюби́в благоче́стие...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во...». По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й (дважды), и «Богородице Дево...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученика, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 7-й: «Яко на́шего воскресе́ния...». Кафизмы 16-я и 17-я[1]. Малые ектении. Седальны великомученика. Полиелей. Величание великомученика и избранный псалом. Седален великомученика по полиелее, глас 4-й: «Торжеству́ют днесь...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ма́терь Бо́жию...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен великомученика, глас 4-й: «Пра́ведник, я́ко фи́никс, процвете́т и, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится»; стих: «Насажде́ни в дому́ Госпо́дни во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т». Евангелие великомученика. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами великомученика...»[2]. Стихира великомученика, глас 3-й: «Возсия́ днесь...». Каноны: В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и великомученика на 8. В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и великомученика на 8. Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы. Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед...» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона...» (из приложения Октоиха)[3]. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – седален великомученика, глас 4-й. «Слава» – ин седален великомученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 5-й. На 9-й песни поем «Честнейшую»[4]. По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен великомученика: «Ми́лостивную твою́ ду́шу...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. Примечание. В современной редакции Минеи для светильна указывается Богородичен: «Пантелеи́моне всему́дре...». В издании синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 244 об.) назначается Богородичен: «Богоро́дицу пе́сньми...» (в современной редакции Минеи см. в стихирах на хвалитех). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры великомученика, глас 8-й и глас 5-й – 4. «Слава» – великомученика, глас 4-й: «Днесь просия́...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Богоро́дице, всех Цари́це...» (прил. 2-е, «В понедельник утра»), или Богородичен Минеи, глас тот же: «Богоро́дицу пе́сньми...». Примечание. В современной редакции Минеи для хвалитных стихир назначается Богородичен «Богоро́дицу пе́сньми...», который в более раннем издании (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 244 об.) служил Богородичном светильна по 9-й песни канона. Типикон (с. 751) в качестве Богородична хвалитных стихир указывает Богородичен от меньших, глас 4-й: «Богоро́дице, всех Цари́це...» (см. прил. 2-е, «В понедельник утра»). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 7-й: «Яко на́шего воскресе́ния...». На часах – тропарь и кондак великомученика. На Литургии блаженны великомученика, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4. В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – великомученика. Апостол и Евангелие – великомученика. Примечание. Рядовые чтения переносятся на пятницу (26 июля). Б. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 4-й и глас 2-й – 6. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Возсия́ днесь...», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Спа́се, не постыди́ мене́...», 3-й: «Сла́ва Тебе́, Христе́ Бо́же...», 4-й: «Святи́и му́ченицы...», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Ма́тернее возлюби́в благоче́стие...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чи́стая Де́во...». По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 7-й: «Яко на́шего воскресе́ния...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученика, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую...». Кафизмы 16-я и 17-я[5]. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), великомученика на 6 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660. В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), великомученика на 6 и Октоиха (мученичный) на 4. В храме святого – канон великомученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха. По 3-й песни – седален великомученика, глас 4-й. «Слава» – ин седален великомученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 5-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен великомученика: «Ми́лостивную твою́ ду́шу...». «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры великомученика, глас 8-й и глас 5-й – 4. «Слава» – великомученика, глас 4-й: «Днесь просия́...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Богоро́дице, всех Цари́це...» (прил. 2-е, «В понедельник утра»). Примечание. В современной редакции Минеи для хвалитных стихир назначается Богородичен «Богоро́дицу пе́сньми...», который в более раннем издании (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 244 об.) служил Богородичном светильна по 9-й песни канона. Типикон (с. 751) в качестве Богородична хвалитных стихир указывает Богородичен от меньших, глас 4-й: «Богоро́дице, всех Цари́це...» (см. прил. 2-е, «В понедельник утра»). «Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Па́мять святы́х Твои́х...», 2-й: «Посреде́ суди́ща...», 3-й: «Еди́но ды́шуще...»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов); стих: «Пра́ведник, яко фи́никс процвете́т...», и стихира великомученика, глас 1-й: «По́двигом до́брым...» (см. в Минее в стихирах на литии). «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Прииди́те, мучениколю́бцы...» (см. в Минее, славник литийных стихир)[6], «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «О́ле окая́нная душе́!..». По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Проро́цы пропове́даша...». На часах – тропарь и кондак великомученика. На Литургии блаженны великомученика, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и Октоиха – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропарь великомученика; кондак храма, кондак великомученика. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Яко начатки естества...». В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропарь великомученика; кондак великомученика. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Яко начатки естества...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – великомученика и дня. Апостол и Евангелие – великомученика и дня. 1 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 2 В Минее на «Славу» – «Ми́лостиваго Христа́, Пантелеи́моне...» (см.: Минея-Июль. Ч. 3. С. 169). 3 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на...») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д...»). 4 В традиции Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря «Честнейшую» не поется, 9-я песнь канона поется с припевами праздника. 5 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12). 6 При совершении шестеричной службы вмч. Пантелеимона данные стихиры предназначаются для пения на стиховне утрени (ср.: Типикон, 27 июля; Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 245–245 об.). ![]()
|
НОВИНКИ13
![]()
Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви выпустило в свет подарочный настенный календарь на 12 месяцев формата А2 «К 100-летию со дня преставления святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси», посвященный жизни, служению и исповедническому подвигу святителя Патриарха Тихона
|