|
Богослужебные указания
27. Пятница. Вмч. и целителя Пантелеимона. Прп. Германа Аляскинского. Блж. Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского. Свв. равноапп. Мефодия, Кирилла, Климента, Наума, Саввы, Горазда и Ангелария. Свт. Горазда, архиеп. Моравского. По Уставу, служба вмч. Пантелеимона шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (Б). По благословению настоятеля, возможно совершение бденной службы в честь святого (А). А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 4-й и глас 2-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Возсия днесь...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит...». Вход. Прокимен дня. Паримии великомученика – 3. На литии стихира храма и стихиры великомученика, глас 1-й, глас 2-й и глас 5-й. «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Приидите, мучениколюбцы...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Блажим Тя, Богородице Дево, и славим Тя...». На стиховне стихиры великомученика, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Матернее возлюбив благочестие...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево...». По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й (дважды), и «Богородице Дево...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученика, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, ходатайствовавшую...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны великомученика. Полиелей. Величание великомученика и избранный псалом. Седален великомученика по полиелее, глас 4-й: «Торжествуют днесь...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Матерь Божию...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен великомученика, глас 4-й: «Праведник, яко финикс, процветет и, яко кедр, иже в Ливане, умножится»; стих: «Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут». Евангелие великомученика. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами великомученика...»[1]. Стихира великомученика, глас 3-й: «Возсия днесь...». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и великомученика на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – седален великомученика, глас 4-й. «Слава» – ин седален великомученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 5-й. На 9-й песни поем «Честнейшую»[2]. По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен великомученика: «Милостивную твою душу...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. Примечание. В современной редакции Минеи для светильна указывается Богородичен: «Пантелеимоне всемудре...». В издании синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 244 об.) назначается Богородичен: «Богородицу песньми...» (в современной редакции Минеи см. в стихирах на хвалитех). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры великомученика, глас 8-й и глас 5-й – 4. «Слава» – великомученика, глас 4-й: «Днесь просия...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Богородице, всех Царице...» (прил. 2-е, «В понедельник утра»), или Богородичен Минеи, глас тот же: «Богородицу песньми...». Примечание. В современной редакции Минеи для хвалитных стихир назначается Богородичен «Богородицу песньми...», который в более раннем издании (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 244 об.) служил Богородичном светильна по 9-й песни канона. Типикон (с. 751) в качестве Богородична хвалитных стихир указывает Богородичен от меньших, глас 4-й: «Богородице, всех Царице...» (см. прил. 2-е, «В понедельник утра»). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, ходатайствовавшую...». На часах – тропарь и кондак великомученика. На Литургии блаженны великомученика, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4. В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – великомученика. Апостол и Евангелие – великомученика. Примечание. Рядовые чтения переносятся на четверг (26 июля). Б. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 4-й и глас 2-й – 6. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Возсия днесь...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Оружие, якоже рече Симеон...»[3]. Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Матернее возлюбив благочестие...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Юница Нескверная...»[4]. По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Жезл силы...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученика, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Жезл силы...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и великомученика на 6. Примечание. В седмичные дни (кроме четверга), при совершении службы Октоиха в соединении со службой шестеричного или славословного святого, мученичны из 1-го канона Октоиха опускаются. В четверг 1-й канон Октоиха не содержит мученичнов. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален великомученика, глас 4-й. «Слава» – ин седален великомученика, глас тот же, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Дева и Агница...»[5]. По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 5-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен великомученика: «Милостивную твою душу...», «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры великомученика, глас 8-й и глас 5-й – 4. «Слава» – великомученика, глас 4-й: «Днесь просия...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Распинаема Христа...»[6]. «Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й; стих: «Праведник, яко финикс процветет...», и стихира великомученика, глас 1-й: «Подвигом добрым...» (см. в Минее в стихирах на литии). «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Приидите, мучениколюбцы...» (см. в Минее, славник литийных стихир)[7], «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Агнца Своего...»[8]. По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Прибежище и сила наша...». На часах – тропарь и кондак великомученика. На Литургии блаженны Октоиха – 4 и великомученика, песнь 3-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи...», тропарь великомученика; кондак великомученика. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест...». В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи...», тропарь храма, тропарь великомученика; кондак дня: «Вознесыйся на Крест...», кондак великомученика. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи...», тропарь храма, тропарь великомученика; кондак дня: «Вознесыйся на Крест...», кондак храма, кондак великомученика. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и великомученика. Апостол и Евангелие – дня и великомученика. 1 В Минее на «Славу» – «Милостиваго Христа, Пантелеимоне...» (см.: Минея-Июль. Ч. 3. С. 169). 2 В традиции Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря «Честнейшую» не поется, 9-я песнь канона поется с припевами праздника. 3 См.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 240 об.–241. 4 Там же. Л. 241. 5 Там же. Л. 242–242 об. 6 Там же. Л. 245. 7 При совершении шестеричной службы вмч. Пантелеимона данные стихиры предназначаются для пения на стиховне утрени (ср.: Типикон, 27 июля; Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 245–245 об.). 8 См.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 245 об.
|
Календарь имеет формат А2, указанный в дни поста устав трапезы согласуется с распространенной традицией. Все даты указаны по двум стилям. Календарь иллюстрирован репродукцией мозаики «Воскресение Христово. Сошествие во ад» монастыря преподобного Луки Элладского (Греция).
|