Богослужебные указания

30 июля по старому стилю  /  12 августа по новому стилю
суббота

Суббота. Апп. от 70-ти Си́лы, Силуа́на и иже с ними. Мч. Иоа́нна Во́ина.

Прп. Ге́рмана, Соловецкого чудотворца. Прп. Ангели́ны Се́рбской.

Приводим порядок совершения славословной службы мч. Иоанна Воина в соединении со службой святых апостолов (без праздничного знака) (А), а также порядок совершения полиелейной службы мч. Иоанна Воина (Б).

А. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мученика, глас 2-й – 3, и апостолов, глас 4-й – 3. «Слава» – мученика, глас 6-й: «За Христа́ усе́рдно…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры мученика, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – мученика, глас 8-й: «Прииди́те, христолюби́вии лю́дие…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Владычице, приими́...» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).

По Трисвятом – тропарь мученика (по выбору). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь мученика (по выбору; дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».

Кафизмы 16-я и 17-я1. Малые ектении. Седальны мученика (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), мученика на 6 и апостолов на 4.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), мученика на 6 и апостолов на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак апостолов, глас 4-й; седален мученика, глас 8-й. «Слава» – седален апостолов, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Боже́ственная ски́ния...».

По 6-й песни – кондак и икос мученика, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мученика. «Слава» – ин светилен мученика, «И ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры мученика, глас 6-й – 4. «Слава» – мученика, глас 5-й: «Стеце́мся ве́рою…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Востру́бим трубо́ю пе́сней…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь мученика (по выбору). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».

На часах – тропарь мученика. «Слава» – тропарь апостолов. Кондаки апостолов и мученика читаются попеременно.

На Литургии блаженны мученика, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь мученика, тропарь апостолов; кондак мученика. «Слава» – кондак апостолов, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь мученика, тропарь апостолов; кондак храма, кондак мученика. «Слава» – кондак апостолов, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – мученика и дня.

Апостол и Евангелие – мученика и дня.


Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры мученика, глас 2-й – 8 (первая стихира – дважды). «Слава» – мученика, глас 6-й: «За Христа́ усе́рдно…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход. Прокимен дня. Паримии мученика – 3.

На стиховне стихиры мученика, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – мученика, глас 8-й: «Прииди́те, христолюби́вии лю́дие…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Влады́чице, приими́...» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).

По Трисвятом – тропарь мученика (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь мученика (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».

Кафизмы 16-я и 17-я2. Малые ектении. Седальны мученика (по дважды).

Полиелей. Величание мученика и избранный псалом. Седален мученика по полиелее, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен мученика, глас 4-й: «Праведник, я́ко фи́никс, процвете́т, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится»; стих: «Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т». Евангелие мученика. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго мученика…». Стихира мученика, глас 6-й: «Днесь созыва́ет нас…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и мученика (два канона) на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и мученика (два канона) на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха)3.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – ин кондак мученика, глас 3-й; седален мученика, глас 8-й. «Слава» – ин седален мученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос мученика, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мученика. «Слава» – ин светилен мученика, «И ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры мученика, глас 6-й – 4. «Слава» – мученика, глас 5-й: «Стеце́мся ве́рою…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Востру́бим трубо́ю пе́сней…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь мученика (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».

На часах – тропарь мученика. Кондаки мученика читаются попеременно.

На Литургии блаженны мученика, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь мученика; кондак мученика. «Слава» – ин кондак мученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь мученика; кондак храма, кондак мученика. «Слава» – ин кондак мученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – мученика и дня4.

Апостол и Евангелие – мученика и дня.

1 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

2 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

3 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»).

4 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.

АВГУСТ
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС