Богослужебные указания

31 июля по старому стилю  /  13 августа по новому стилю
воскресенье

Неделя 10-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Предпразднство Происхожде́ния Честны́х Древ Животворя́щего Креста́ Госпо́дня. Прав. Евдоки́ма Каппадокиянина. Сщмч. Вениами́на, митр. Петрогра́дского, и и́же с ним пострада́вших прмч. Се́ргия и мчч. Юрия и Иоа́нна1. Заговенье на Успенский пост.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе с шестеричной службой Креста и прав. Евдоки́ма Каппадокиянина (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой Креста и полиелейной службой сщмч. Вениами́на, митр. Петрогра́дского, и и́же с ним пострада́вших прмч. Се́ргия и мчч. Юрия и Иоа́нна (Б).

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, Креста (Минеи), глас тот же – 3, и святого, глас 8-й – 3. «Слава» – Креста (Минеи), глас 1-й: «Днесь яко вои́стинну…» [или святого, глас 1-й: «Ка́ко не диви́мся благоу́мию твоему́…»]2, «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 1-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 1-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ты Бо́га челове́ком соедини́ла еси...»3.

Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – святого, глас 1-й: «Како не дивимся благоумию твоему…» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Креста (Минеи), глас 6-й: «Пророчестии гласи…» (см. на стиховне утрени в Минее)4. В случае исполнения стихиры святого, глас 1-й: «Како не дивимся благоумию твоему…», на «Господи, воззвах», в литийных стихирах это песнопение может быть опущено. В таком случае, порядок пения литийных стихир должен выглядеть следующим образом: стихира храма; «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 6-й: «Пророчестии гласи…» (см. на стиховне утрени в Минее).

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 2-й: «Ты ми покро́в держа́вен…»5.

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святого, глас 4-й, «И ныне» – тропарь Креста, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные6.

Непорочны7 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Креста (Минеи) на 4 и святого на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос святого, глас 2-й; седален святого, глас 4-й. «Слава, и ныне» – седален Креста (Минеи), глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава» – светилен святого, «И ныне» – светилен Креста (Минеи).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 1-й – 8. «Слава» – стихира евангельская 10-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Креста. На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святого. Кондак только воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 8.

На входе – «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Креста, тропарь святого. «Слава» – кондак святого, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь Креста, тропарь храма, тропарь святого; кондак воскресный. «Слава» – кондак святого, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь Креста, тропарь храма, тропарь святого; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак святого, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и святого.

Апостол и Евангелие – дня и святого.

Примечание. «В сий день мясо оставляют правовернии. Аще среда или пяток, в 30-й [день июля – Сост.] начинающе пост до Успения Пресвятыя Богородицы, со всяким воздержанием. Не подобает же тогда никако разрешения рыбы творити, кроме Преображения Господня» (Типикон, 31 июля).


Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 108: воскресные, глас 1-й – 3, Креста (Минеи), глас тот же – 3, и священномученика, глас 6-й – 4. «Слава» – священномученика, глас 1-й: «Богу себе преда́вше…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня. Паримии священномученика – 39.

На литии стихира храма и стихиры священномученика, глас 1-й. «Слава» – священномученика, глас тот же: «Егда́ мучи́тели безбо́жнии…», «И ныне» Креста, глас 6-й: «Проро́честии гла́си…» (см. на стиховне утрени в Минее или на хвалитех утрени в службе священномученика)10.

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – священномученика, глас 2-й: «Ведо́му ти на суди́ще…», «И ныне» – Креста, глас тот же: «Ты ми покро́в держа́вен…»11.

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь Креста, глас тот же.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные12.

Полиелей. Величание священномученика и избранный псалом. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален священномученика по 1-м стихословии, глас 3-й: «Посрами́л еси...»; седален священномученика по 2-м стихословии, глас 8-й: «а́ще и торжествова́ху...». «Слава» – седален священномученика по полиелее, глас 1-й: «Испыта тя Госпо́дь...», «И ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Честне́йши яви́лася еси Херуви́м...». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны13: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Креста (Минеи) на 4 и священномученика на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос священномученика, глас 6-й; седален священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален Креста, глас тот же: «Све́тло не́бо...».

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава» – светилен священномученика, «И ныне» – светилен Креста: «Крест предпра́зднуется...».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и священномученика, глас 8-й и глас 6-й – 4 (со славником14 и припевами своими; припевы см. в службе священномученика на стиховне великой вечерни). «Слава» – стихира евангельская 10-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Креста. Кондак священномученика.

На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь священномученика. Кондак воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 6 и священномученика, песнь 3-я – 4.

На входе – «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Креста, тропарь священномученика. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь Креста, тропарь храма, тропарь священномученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь Креста, тропарь храма, тропарь священномученика; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и священномученика.

Апостол и Евангелие – дня и священномученика (Рим., зач. 99; Лк., зач. 106).

Примечание. «В сий день мясо оставляют правовернии. Аще среда или пяток, в 30-й [день июля – Сост.] начинающе пост до Успения Пресвятыя Богородицы, со всяким воздержанием. Не подобает же тогда никако разрешения рыбы творити, кроме Преображения Господня» (Типикон, 31 июля).

1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 24 декабря 2015 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба сщмч. Вениамину, митр. Петроградскому, и иже с ним пострадавшим. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4305352.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru).

2 Ср.: Типикон, 1 августа, 3-е «зри»: «Аще же 1-й день августа случится в Неделю»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783. Стихира святого, глас 1-й: «Како не дивимся благоумию твоему…», совпадающая со славником стиховен утрени, может быть исполнена в составе литийных стихир.

3 Возможно пение в стихирах на литии на «Слава, и ныне» стихиры Креста (Минеи), глас 6-й: «Пророчестии гласи…» (см. на стиховне утрени в Минее). Стихира Павла Аморрейского (из Октоиха), глас 1-й: «Ты Бога человеком соединила еси...», в этом случае поется перед «Слава, и ныне».

4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63.

5 Там же. С. 65–67.

6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу…».

7 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86.

9 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.

11 Там же. С. 65–67.

12 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу…».

13 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90.

14 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир священномученика допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).

АВГУСТ
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС