|
Святитель Максим, митрополит ВладимирскийСвятитель Максим, преемник Киевского митрополита Кирилла III (1243–1280), родом грек, прибыл на Русь, страждущую под татарским игом, в сане митрополита в 1283 году. Святитель полагал остановиться в Киеве, но от грабительских набегов татар город совершенно опустел. Митрополит Максим удалился в Брянск, а оттуда в Суздаль. Во время посещения Южной Руси на Волыни святителя встречал игумен Ратского монастыря святитель Петр (память 21 декабря), будущий преемник митрополита. В 1295 году во Владимире святитель низвел с епископской кафедры Иакова и посвятил Симона. В это тяжелое время великокняжеский престол находился то во Владимире, то в Переяславле, то в Твери. Опасаясь обидеть южных русских князей своим переселением на север, святитель в горячих молитвах обращался к Божией Матери и был удостоен внушения Пресвятой Богородицы, Которая указала на Владимир как место его пребывания. В 1299 году митрополит Максим переселился во Владимир, а в следующем году в Новгороде посвятил во епископа святого Феоктиста (память 23 декабря). В 1301 году митрополит Максим прибыл в Константинополь на патриарший Собор, где по воле святителя Сарайский епископ Феогност предложил для решения вопросы о нуждах Русской Церкви. Заботясь об укреплении сил порабощенной Руси, святитель убеждал Московского князя Юрия Даниловича примириться с тверским князем Михаилом Ярославичем и не советовал Юрию ехать в Орду для получения великокняжеского престола. В 1304 году святитель во Владимире посадил на великокняжеский престол святого благоверного князя Тверского Михаила Ярославича (память 22 ноября). Подавая всем пример высокодуховной жизни, митрополит Максим неустанно заботился о духовном возрастании своего словесного стада. Так, святитель установил правило о постах, назначив, кроме Великого поста, Апостольский, Успенский и Рождественский посты, и определил, когда разрешается пост среды и пятка (до ХIV века на Руси не соблюдали поста в Преполовение и Отдание Пасхи). Особым попечением святого митрополита было утверждение законного брака: «Пишу и о том затем, чтобы вы, чада мои, рожденные в купели, новосвященныя, принимали жен от святой Соборной и Апостольской Церкви, жена для спасения человеческого. Если же держите их в блуде, без венчания: что за помощь тебе? Нет, упрашивай и понуждай их, пусть, стары ли или молодые оне, венчаются в церкви». Преставился святитель 6 декабря 1305 года; тело его было погребено в Успенском Владимирском соборе. Над местом погребения святителя была устроена позолоченная сень, на которой было написано золотыми буквами: «Максим грек священ бе в лето бытия мира 6791 от Рождества Христова в 1283 в Киев прииде, частого же ради нахождения татарского преселися из Киева в великороссийский град Владимир, пас Церковь Христову Максим 23 года, преставися в лето бытия мира 6812». На стене над гробом святого была поставлена Максимовская икона Божией Матери, написанная в 1299 году по видению митрополиту Максиму. Надпись об этом видении была укреплена на лицевой стороне гробницы. |
Издание имеет состав и оформление как у календаря малого формата, при этом — стандартный большой формат, как у всех настольных календарей Издательства Московской Патриархии.
|